ECOLOGICAL NICHE AND HABITAT SUITABILITY MODELING OF TWO SPECIES OF FOREST VOLES IN THE SOUTHERN TAIGA

Ogurtsov S.S., Mikhalap S.G.

RJEE Vol. 6 (1). 2021 | DOI: 10.21685/2500-0578-2021-1-4
Abstract | PDF (Rus) | Additional files

Receipt date 29.09.2020 | Publication date 26.03.2021

 

DOI 10.21685/2500-0578-2021-1-4

 

ECOLOGICAL NICHE AND HABITAT SUITABILITY MODELING OF TWO SPECIES OF FOREST VOLES IN THE SOUTHERN TAIGA

 

S. S. Ogurtsov1, S. G. Mikhalap2

1 Central Forest State Nature Biosphere Reserve, Zapovedniy village, Nelidovo district, Tver region, 172521, Russia
etundra@mail.ru

2 Pskov State University, 2 Lenin sq., Pskov, 180760, Russia
smihalap@mail.ru

 

Abstract. Background. Ecological niche and the habitat suitability modeling is becoming an increasingly important tool for finding the relationship of organisms with their habitat and refining data on their distribution. This work demonstrates some of the possibilities of such modeling for small mammals in stationary captures. Materials and methods. The work was carried out in the Central Forest Nature Reserve. The data from the captures of bank and red voles on the trap line for 2010–2014 were taken as the presence points, and 9 environmental variables were used as predictors. The modeling was carried out using a comprehensive approach, within the framework of which ecological niches of voles were modeled using ecological niche factor analysis, as well as habitat suitability maps using it and analyses by Mahalanobis distances. Results. The bank vole showed a low marginality index (0,56) and a relatively high tolerance index (0,68). The environmental conditions used by the species were slightly different from the average available conditions. Its suitable habitats were associated with relief elevations and watershed surfaces. The red vole had a high marginality index (1,39) and a low tolerance index (0,37). It is confined to a narrow range of preferred habitats: boreal spruce forests on elevated watersheds. Habitats suitable for voles are segregated, but not completely, showing partial overlap in the area of boreal spruce forests at elevations. Schoener’s D-index value of niche overlap was 0.79. Conclusions. The ecological niches of the two forest vole species differed, which is associated with the peculiarities of habitat confinement. A significant overlap of areas of suitable habitats of the two species may be associated with incomplete mapping of the ecological relationships of the bank vole due to the insufficient representativeness of the trap line.

 

Keywords: Myodes glareolus, Myodes rutilus, voles, ecological niche, habitat suitability, modeling, GNESFA, ENFA, HSM

 

Acknowledgments. The authors are grateful to A.V. Istomin, Doctor of Biological Sciences. (Pskov State University, Pskov) for providing data on trapping voles, and to reviewers for constructive comments that helped to significantly improve this article.

 

For citation: Ogurtsov S.S., Mikhalap S.G. Ecological niche and habitat suitability modeling of two species of forest voles in the southern taiga. Russian Journal of Ecosystem Ecology. 2021;6(1). (In Russ.). Available from: https://doi.org/10.21685/2500-0578-2021-1-4

 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2016 RJEE. THE ONLINE EDITION IS REGISTERED IN THE FEDERAL SERVICE FOR SUPERVISION OF COMMUNICATIONS, INFORMATION TECHNOLOGY, AND MASS MEDIA. REGISTRATION CERTIFICATE № FS 77 – 62950 from 04.09.2015.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НИШ И ПРИГОДНОСТИ МЕСТООБИТАНИЙ ДВУХ ВИДОВ ЛЕСНЫХ ПОЛЕВОК В УСЛОВИЯХ ЮЖНОЙ ТАЙГИ

Огурцов С.С., Михалап С.Г.

RJEE Vol. 6 (1). 2021 | DOI: 10.21685/2500-0578-2021-1-4
Аннотация | PDF (Rus) | Дополнительные файлы

Дата поступления 29.09.2020 | Дата опубликования 26.03.2021

 

УДК 599.323.5; 574.38

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НИШ И ПРИГОДНОСТИ МЕСТООБИТАНИЙ ДВУХ ВИДОВ ЛЕСНЫХ ПОЛЕВОК В УСЛОВИЯХ ЮЖНОЙ ТАЙГИ

 

С. С. Огурцов1, С. Г. Михалап2
1 Центрально-Лесной государственный заповедник, Россия, 172521, Тверская область, Нелидовский район, пос. Заповедный
etundra@mail.ru

2 Псковский государственный университет, Россия, 180760, г. Псков, пл. Ленина, 2
smihalap@mail.ru

 

Аннотация. Актуальность и цель. Моделирование экологических ниш и пригодности местообитаний видов становится все более важным инструментом для поиска взаимосвязей организмов с их средой обитания и уточнения данных об их распределении. Данная работа демонстрирует некоторые возможности такого моделирования для мелких млекопитающих при стационарных отловах. Материал и методы. Работа была выполнена в Центрально-Лесном заповеднике. В качестве точек встреч взяты данные отловов рыжей и красной полевок на ловушко-линии за 2010–2014 гг., а в качестве предикторов – 9 переменных окружающей среды. Моделирование проводили при помощи комплексного подхода, в рамках которого строили проекции экологических ниш полевок средствами факторного анализа экологической ниши, а также карты пригодности местообитаний с помощью него же и анализов по расстояниям Махаланобиса. Результаты. Рыжая полевка продемонстрировала низкое значение индекса маргинальности (0,56) и относительно высокое значение индекса толерантности (0,68). Условия окружающей среды, используемые видом, слабо отличались от «средних» доступных условий. Ее пригодные местообитания связаны с повышениями рельефа и водораздельными поверхностями с продуктивной растительностью. Красная полевка обладала высоким индексом маргинальности (1,39) и низким индексом толерантности (0,37). Этот вид приурочен к узкому диапазону предпочитаемых условий обитания: бореальным еловым лесам на водораздельных поверхностях. Местообитания, пригодные для двух видов полевок, разделяются, но не полностью, демонстрируя перекрывание в области бореальных ельников на повышениях рельефа. D-коэффициент перекрывания ниш Шёнера составил 0,79. Выводы. Экологические ниши двух видов лесных полевок различались, что связано с особенностями биотопической приуроченности. Существенное перекрывание областей пригодных местообитаний двух видов может быть связано с неполным отображением экологических связей рыжей полевки ввиду недостаточной репрезентативности ловушко-линии.

 

Ключевые слова: Myodes glareolus, Myodes rutilus, полевки, экологическая ниша, пригодность местообитаний, моделирование, GNESFA, ENFA, HSM

 

Благодарности. Авторы выражают благодарность д.б.н. А. В. Истомину (ПсковГУ, г. Псков) за предоставление данных по отлову полевок и рецензентам за конструктивные замечания, которые помогли значительно улучшить настоящую статью.

 

Для цитирования: Огурцов С. С., Михалап С. Г. Моделирование экологических ниш и пригодности местообитаний двух видов лесных полевок в условиях южной тайги // Russian Journal of Ecosystem Ecology. 2021. Vol. 6 (1). https://doi.org/10.21685/2500-0578-2021-1-4

Яндекс.Метрика
Copyright © 2016 RJEE. Электронное издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 - 62950 от 04 сентября 2015 г.